История компании Jawa (Ява) начинается в 1928 году, когда основатель компании Франтишек Янечек решает диверсифицировать оружейное производство и покупает лицензию на выпуск 500-кубового мотоцикла марки Wanderer. Первый мотоцикл получился довольно дорогим и сложным и не стал успешным, что побудило Jawa (Ява) перейти на производство более простых мотоциклов с меньшим объемом двигателя.
Первой такой моделью стал мотоцикл Jawa 175, чей 175-кубовый мотор выдавал 5 л.с. Байк получился успешным, и компания продолжила выпуск легких мотоциклов. Вскоре выходит модель Jawa 250 и Jawa 350, а в 1936 году Jawa (Ява) выпускает мотоцикл с автоматическим сцеплением - Jawa Robot.
К концу 30-х годов Jawa (Ява) создает успешный 2-цилиндровый двигатель объемом 248 куб. см., который становится основой для новых моделей. В 1946 году на выставке в Париже обновленная модель Jawa 250 завоевала золотую медаль, став основой для послевоенного возрождения марки.
В 50-х продолжается совершенствование моделей Jawa 250 и Jawa 350 - новые модели оснащаются маятниковой подвеской и отличаются высоким качеством и простой конструкцией. Именно это делает мотоциклы Jawa (Ява) чрезвычайно популярными в СССР - в 60-х годах объемы продаж достигают цифры в 100 тыс. мотоциклов в год.
В 60-х выходит и другая популярная модель - Jawa Pioneer - недорогой 50-кубовый байк пользовался огромным успехом. И все-таки основную долю продаж составляют привычные мотоциклы Jawa (Ява) с объемами двигателя 250 и 350 куб. см. - именно эти мотоциклы были повсеместно рапространены на территории бывшего СССР.
После развала Советского Союза, который был основным импортером мототехники Jawa (Ява), компания переживает тяжелые времена - мотоциклы компании с трудом конкурируют с высокотехнологичными японскими и европейскими марками. Сейчас Jawa (Ява) продолжает выпускать классические и внедорожные мотоциклы с объемом двигателя до 650 куб. см.